Популярно о непростом: ISO

Последний из тройки параметров, которые отвечают за правильную экспозицию — светочувствительность матрицы и пленки, в том числе и в СССР

Популярно о непростом: ISO
суббота, 7 декабря 2019

Ранее портал Fotobanka.ru рассказывал об общих принципах правильной экспозиции и сравнил ее со стаканом с водой, затем мы подробнее остановились на диафрагме и выдержке. Теперь пришел черед рассмотреть третий параметр — это ISO. Рекомендуем ознакомиться с материалами по ссылкам выше, если вы что-то подзабыли или читаете данную статью первой.

Напомним, что обучающие материалы размещены на нашем сайте в рубрике «База знаний».

В те далекие времена :-) когда люди фотографировали на пленку, этот параметр совершенно логично назывался «светочувствительностью пленки». Она указывалась в единицах ISO или ASA, 100, 200, 400, 800... — чем выше число, тем чувствительнее к свету. Но и зерно выше... Сейчас, в цифровую эпоху, ISO выражается в тех же числах, и чем больше число, тем чувствительнее матрица к свету, но и на изображении будет больше шума. Приятно, что заряжать другую пленку не нужно, если изменились условия съемки, а достаточно просто изменить ISO в настройках.

В СССР код ISO появился не сразу, здесь все было немного запутаннее... С 1928 по 1951 год применялась шкала светочувствительности H&D, которая появилась в конце XIX века. Затем перешли на ГОСТ 2817-50, близкий к американской шкале ASA (1947 год) — не идеальное копирование, но около того. Одновременно использовалась немецкая шкала DIN, разработанная в Германии в 1934 году. Наконец, в 1987 году был принят ГОСТ 10691-84, который основывался на международном стандарте ISO (принят в 1974 году). Так в СССР ISO и стало эталоном, как и во всем мире. Например, советские фотонегативы ФН-64, выпущенные с 1987 года, соответствовали ISO 64, близкие к ним ФОТО-65, которые выпускались ранее — ISO 80. Это, пожалуй, были самые массовые пленки в те времена.

В цифровых камерах нет пленки, и поэтому усиление сигнала на матрице (после того, как на нее попали фотоны света) и является ISO. Таким образом, если базовое значение ISO для камеры равно 100, а во время фотографирования установлено значение 400 (вручную или автоматически), камера применяет коэффициент усиления в четыре раза — яркость увеличивается в четыре раза.

Высокие значения ISO следует использовать осторожно — повышение обычно ухудшает качество изображения и появляются шумы, уменьшается динамический диапазон, хуже становятся цвета и детализация. С другой стороны, повышение ISO дает вам больше возможностей для использования более коротких выдержек, что полезно, если сюжет темный и вы хотите уменьшить дрожание камеры. Другая ситуация, когда вам может потребоваться более высокое значение ISO — это когда вы хотите получить большую глубину резкости, закрыв диафрагму. Или вы хотите заморозить действие, и вам не хватает света.

Также в астрофотографии более высокое значение ISO является обязательным, если необходимо уменьшить выдержку до определенного значения, чтобы звездные «следы» были не видны.

В общем, стоит экспериментировать — в одних фотоаппаратах может получиться отличный снимок при ISO 3200, в других он будет критически шумным. Как правило, чем больше матрица, тем выше ее чувствительность ISO. Вам нужно хорошо знать свою камеру, чтобы вы могли выбрать идеальные параметры экспозиции с учетом диафрагмы, выдержки и ISO.

Поделиться в соцсетях:
Мы-то думали, что пиком пошлости является золотой унитаз, но Leica и TTartisan открыли нам новые грани самодовольства, выпустив в продажу покрытую 24-каратным золотом «фиксу». Возможно, так в период кризиса фирмы хотят привлечь в покупатели черную братву и цыган, которые так любят золотые побрякушки :-)

Сообщение о смелом и ярком решении от китайского производителя TTartisan было замечено порталом Fotobanka.ru в издании Digital Camera World — покрытый золотом 999-й пробы объектив предназначен для камер Leica (M-mount).

В современных зеркалках вовсю используют изобретения инженеров этой компании

Когда-то производство камер Pentax превосходило такие бренды как Canon и Nikon вместе взятые, пока ситуация кардинально не изменилась. Тем не менее, эта фирма смогла занять свою нишу — об этом и вообще ее появлении мы и хотим рассказать. Так как же производитель... очков (и биноклей) вошел навечно в историю фотографии?!

Несмотря на то, что у каждого второго есть «цифра», качественная фотография все равно остается уделом профессионалов

Согласитесь, что наличие у вас дома камина не делает вас профессиональным печником, а телескопа — ученым-астрономом. К сожалению, все чаще можно слышать, что зеркальный фотоаппарат стоимостью «чем выше, тем лучше», делает из вас фотографа-гуру. Однако это далеко не так, особенно в такой тонкой сфере, как семейная фотография.